вторник, 6 февраля 2024 г.

 

«Кубик Блума», как прием

инновационной педагогической технологии

Настоящее время отличается активным ростом новых технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития, лексико-грамматическая сторона речи у таких детей значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. И родители чаще стараются заменить общение с ребенком на компьютерные игры или просмотр телевизора. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо максимально использовать известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных процессов, развитию лексико-грамматического строя и связной речи в целом.

Одной из современных  технологий, используемых для развития речи дошкольников, является технология развития критического мышления. И задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Одним из приемов технологии развития критического мышления является «Кубик Блума». Он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера. Выпавшая грань кубика укажет какого типа вопрос следует задать или какое задание выполнить. Boпpoc должен начинаться со слова, написанного на грани.

1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например - назовите сказку, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути; главных героев сказки «Колобок».

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

2. Грань «Почему» - развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?

3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: Например: Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать. Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как плохо, что (когда…», «Мне очень понравилось сказка, потому что …»)

6. Грань «Предложи» - умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций. Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку. Этот приём использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Кубик Блума достаточно эффективно применять как часть занятия для того, чтобывыяснить, какие знания усвоили дети по окончании пройденной темы. Насколько самостоятельно они могут высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания. 

Педагогу необходимо подготовить 4-5 вариантов заданий на каждую грань куба. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью. Можно адресовать куб с заданием определенному ребенку, а можно задавать один вопрос всем игрокам-участникам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий