«Кубик Блума», как прием
инновационной педагогической технологии
Настоящее
время отличается активным ростом новых технологий, многие из которых можно
успешно использовать в коррекционной работе. Современные дети демонстрируют
замедленный темп речевого развития, лексико-грамматическая сторона речи у таких
детей значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. И
родители чаще стараются заменить общение с ребенком на компьютерные игры или
просмотр телевизора. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо
максимально использовать известные в специальной педагогике приемы и методы, в
том числе и современные методы, которые способствовали бы совершенствованию
мыслительных процессов, развитию лексико-грамматического строя и связной речи в
целом.
Одной
из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников,
является технология развития критического мышления. И задача педагога
заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для
развития личности ребенка.
Критическое
мышление
- это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы,
принимать независимые продуманные решения.
1. Грань «Назови» - предполагает
воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку
предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например -
назовите сказку, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути; главных
героев сказки «Колобок».
Данный блок можно разнообразить
вариативными заданиями, которые помогают проверить
самые общие знания по теме.
2. Грань «Почему» - развитие умения видеть и формулировать
причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят
с указанным предметом, явлением. Например: Почему колобок
так поступил? Для чего это ему надо?
3. Грань «Объясни» - развитие
мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать
внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы,
которые помогут сформулировать вопросы этого блока: Например:
Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать. Объясни, почему колобок от всех
героев убежал, а от лисы нет?
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ
и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают
творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, свою версию концовки сказки.
5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной
стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить
свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока
желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание
на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например,
«Как плохо, что (когда…», «Мне
очень понравилось сказка, потому что …»)
6. Грань «Предложи» - умение применить полученные знания на
практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо
ситуаций. Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка?
Предложи, как можно спастись Колобку. Этот приём использую на обобщающих
занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Педагогу необходимо подготовить 4-5 вариантов заданий на каждую грань куба. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью. Можно адресовать куб с заданием определенному ребенку, а можно задавать один вопрос всем игрокам-участникам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий