Дорожная безопасность
Обеспечение
безопасности себя и своих детей становится все актуальней. Решение этой
проблемы только одно - с раннего дошкольного возраста научить детей поступать
в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к
своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.
С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
По
статистике, наибольшее количество происшествий с детьми происходит в часто
повторяющихся ситуациях – «ловушках». В основном это ситуации закрытого обзора
и перехода проезжей части в неустановленном месте. Несчастные случаи с детьми происходят не
только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой
отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, его окликнул друг, он
увидел знакомого - и сразу забыл об опасности.
К факторам, провоцирующим участие детей в ДТП, относят:
1. Рассеянное внимание (клетки коры головного мозга у
ребенка легко истощаются, поэтому быстро наступает состояние утомления,
рассеянности).
2. Игнорирование правил поведения на улице;
3. Плохой обзор во время непогоды (раскрытый зонт,
поднятый воротник, надетый капюшон);
4. Неустойчивое эмоциональное
состояние;
5. Игнорирование транспортных средств, представляющих особую
опасность;
6. Узкий
угол зрения: у 6-летнего ребенка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого
человека, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22 градуса, а в
вертикальной - 12-15 гр. (рост угла зрения продолжается до 20 лет).
7. Медленная реакция (время от
начала обнаружения опасности до начала действия у ребенка значительно больше,
чем у взрослого: у взрослого - 0,6-0,8 с, а у дошкольника - 1,3-1,5 с); при
этом, чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее ребенок принимает
решение, часто теряется);
8. Отсутствие контроля взрослых (появление на
дороге ребенка без сопровождения взрослого должно привлечь внимание всех
участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное
происшествие).
9. Плохое
дорожное покрытиe.
Именно в
дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в
окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него
навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном
транспорте следует с самого раннего возраста.
Разговаривать
с детьми о безопасности следует серьезно, как со взрослыми, без уменьшительных
слов. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение
правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых
является также стимулирование развития у них самостоятельности и
ответственности.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.
Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.
Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.
Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.
Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.
Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий