вторник, 8 апреля 2025 г.

 

Экономическое образование дошкольников

Современные новые экономические условия диктуют необходимость образования с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшего школьного и профессионального образования. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств. Для того чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с дошкольного возраста  в тесном сотрудничестве с родителями.


Работа по экономическому образованию дошкольников проводится на протяжении всего дошкольного детства поэтапно.

1 этап (младший дошкольный возраст, 3-4 года)– формирование положительного отношения к труду, к людям разных профессий.

2 этап (средний дошкольный возраст, 4-5 лет) – расширение представлений о труде взрослых, приобщение детей к посильному труду, формирование бережного отношения к материальным благам.

3 этап (старший возраст, 5-7 лет) – ознакомление с экономическими понятиями и нормами экономического поведения.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому образованию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.


Принципы экономического образования.

Ø Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).

Ø Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).

Ø Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).

Ø Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).

Ø Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).

Ø Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности


Направления работы

q Обучение  детей  логичности, нестандартности, самостоятельности

q Развитие  экономического мышления, интереса к экономическим процессам

q Развитие  деловых качеств личность  ребёнка и этических представлений

q Воспитание бережного отношения к материально – техническому окружению и к результатам человеческого труда

q Расширение кругозора детей, обогащение словарного запас новыми понятиями, введение их в активную    речь

q Формирование  навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей

q Организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в учреждении.

Средства достижения цели

q Организация  работы с родителями путем включения их в активную экономическую деятельность вместе с детьми. Психолого-педагогическое просвещение родителей, поддержание интереса к инновационной деятельности ДОУ

q Создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения

q Разработка и использование в практике экономического самообразования интерактивных технологий.

Некоторые формы занятий по этой теме

·         Игровые занятия. Могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования. 

·         Сюжетно-ролевые игры. Например, в магазине, кафе, парикмахерской, такси (продажа услуг). 

·         Настольные игры. Закрепляют экономические понятия («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»). 

·         Дидактические игры. Пособия на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома»). 

·         Познавательные занятия. Воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини-беседами. 

·         Экскурсии. Например, посещение магазина или банка, рассмотрение рекламных баннеров или вывесок на витринах магазинов. 

·         Трудовая деятельность. Воспитывает в детях такие важные качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. 


          Портрет финансово грамотного человека

1. планирует свои доходы и расходы

2. имеет сбережения

3. тратит меньше, чем зарабатывает

4. умеет выбирать финансовые услуги

5. знает свои права, как потребителя финансовых услуг


Комментариев нет:

Отправить комментарий