Экономическое образование дошкольников
Современные новые экономические условия диктуют необходимость образования с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшего школьного и профессионального образования. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств. Для того чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с дошкольного возраста в тесном сотрудничестве с родителями.
Работа по экономическому образованию
дошкольников проводится на протяжении всего дошкольного детства поэтапно.
1
этап (младший дошкольный возраст, 3-4 года)– формирование положительного отношения к труду, к людям
разных профессий.
2
этап (средний дошкольный возраст, 4-5 лет) – расширение представлений о труде взрослых,
приобщение детей к посильному труду, формирование бережного отношения к
материальным благам.
3
этап (старший возраст, 5-7 лет) – ознакомление с экономическими понятиями и нормами
экономического поведения.
Чем больше дети дошкольного
возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше
возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками,
образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который
становится базой для дальнейшей работы по экономическому образованию. И вот
тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком,
который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
Принципы
экономического образования.
Ø Системность (педагогическое воздействие
выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
Ø Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже
сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего
развития»).
Ø Возрастное
соответствие (предлагаемые
игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
Ø Наглядность (использование
наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).
Ø Деятельностный
принцип (задачи развития
психических функций достигаются через использование видов деятельности,
свойственной дошкольникам: игровой, практической).
Ø Здоровьесберегающий
принцип (обеспечено
сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности
Направления
работы
q Обучение детей
логичности, нестандартности, самостоятельности
q Развитие экономического
мышления, интереса к экономическим процессам
q Развитие деловых качеств
личность ребёнка и этических представлений
q Воспитание бережного
отношения к материально – техническому окружению и к результатам человеческого
труда
q Расширение кругозора детей,
обогащение словарного запас новыми понятиями, введение их в активную
речь
q Формирование навыков и
умений рационального использования доступных материальных ценностей
q Организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в учреждении.
Средства достижения цели
q Организация работы с
родителями путем включения их в активную экономическую деятельность вместе с
детьми. Психолого-педагогическое просвещение родителей, поддержание интереса к
инновационной деятельности ДОУ
q Создание в дошкольном
образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в
котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир
предметно-пространственного окружения
q Разработка
и использование в практике экономического самообразования
интерактивных технологий.
Некоторые формы занятий по этой теме
·
Игровые
занятия. Могут иметь форму «путешествия»,
викторины, соревнования.
·
Сюжетно-ролевые
игры. Например, в магазине, кафе,
парикмахерской, такси (продажа услуг).
·
Настольные
игры. Закрепляют экономические понятия
(«Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»).
·
Дидактические
игры. Пособия на установление
последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб
пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома»).
·
Познавательные
занятия. Воспитатель доносит до детей
интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини-беседами.
·
Экскурсии. Например, посещение магазина или банка, рассмотрение
рекламных баннеров или вывесок на витринах магазинов.
· Трудовая деятельность. Воспитывает в детях такие важные качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость.
Портрет финансово грамотного человека
1. планирует свои доходы и расходы
2. имеет сбережения
3. тратит меньше, чем зарабатывает
4. умеет выбирать финансовые услуги
5. знает свои
права, как потребителя финансовых услуг
Комментариев нет:
Отправить комментарий