Работа с карточками PECS
Альтернативная
коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную
речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Цели использования
альтернативной коммуникации:
· - построение функционирующей системы коммуникации
· - развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до
слушателя новую для него информацию
· - развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью
символов
Система альтернативной коммуникации PECS (The Picture Exchange Communication System) - система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Система общения при помощи обмена карточками была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению. Теоретическая основа системы сочетает в себе принципы прикладного анализа поведения, представления о нормальном языковом и речевом развитии, а также разработки в области дополнительной и альтернативной коммуникации.
Основные преимущества использования системы PECS:
1. PECS—это система, которая позволяет быстро
приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью PECS можно быстрее обучить
ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения
наименований предметов, вокальной имитации.
3. С помощью PECS общение для ребенка с
окружающими людьми становится более доступным.
Этапы работы с PECS.
Подготовительный.
1.
Наблюдение за ребёнком и запись данных в таблицу. Можно понаблюдать, чем любит
заниматься ребёнок в свободное время, что он любит есть (как во время обычных
трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое), что любит пить, с кем
любит проводить время, куда любит ходить, а также чего особенно не любит.
2.
Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Можно собрать все любимые
предметы ребёнка вместе и дать ему выбрать один либо из всего комплекта, либо
из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или
предметы ребёнок выбирает чаще, какие — реже, с какими ему сложно расставаться,
а какие он отдаёт без сожаления.
После того как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:
-
фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий (предпочтительный размер
5 х 5 см)
-
липучки
-
папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на
липучках. Эти разделители будут располагаться в папке, как листы в книге.
-
для будущего использования: картонную полоску с липучкой, на которую можно
прикреплять несколько карточек в определённом порядке — для построения
предложений. Первый этап обучения — формирование навыка подавать карточку с
изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру по
коммуникации. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт
карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и
оставляет в его руке.
Второй этап обучения — закрепление и обобщение навыка,
полученного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для
того что бы получить желаемый предмет.
Третий этап обучения — обучение различию карточек происходит
именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В
конечном итоге ребёнок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из
всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске.
Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми
предметами. Когда ребёнок научился правильно различать две карточки и выбирать
соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности и добавлять
дополнительные карточки. То есть научить ребёнка выбирать из трёх, четырёх,
пяти предметов и так далее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий