четверг, 12 октября 2023 г.

 

«Организация работы с родителями

по патриотическому воспитанию дошкольников»

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. 

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей?

  • Изучение семей детей
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
  • Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей

 Формы работы с родителями:

  • привлечение родителей к созданию предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию;
  • родительские собрания: «Посеять в детских душах доброту»,  «Нравственные отношения в семье и в детском саду» ,  «Гражданин воспитывается с детства»  и др.;
  • консультации «Растим патриотов» ,  «Гражданин воспитывается с детства» , «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка »,  «Нравственно патриотическое воспитание в семье» , «Как приобщить детей к нравственно патриотическому воспитанию»,   «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» ,  «Педагоги и родители — творческий тандем» ,  «Что такое Родина?» ,  «Крепка семья — сильна Россия» ,  «Знакомство с Конвенцией о правах детей» ;
  • вечера для родителей: «Вечер народных игр и забав»,  «Как играли наши бабушки и дедушки», « Люблю березку русскую»   (вечер стихов);
  • праздники при участии родителей и детей: «Широкая Масленица»,  «Рождественские посиделки»,  «В русской светелке»,  «Посиделки у сказочницы»,  «В гостях у Бабушки – Загадушки»,  «Сказки у русской печки»,  «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости» ,  «Чаепитие в русских традициях», приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества к истории народа, знакомят с его укладом жизни и народной мудрости, с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа;
  • проведение Дня открытых дверей на патриотическую тему,
  • детские концерты ко Дню пожилого человека, ко Дню матери, ко Дню отца,
  • конкурсы семейных стенных газет;
  • организация выставок поделок -  «Богатыри – защитники русской земли» , выставки декоративно-прикладного искусства  «Мы матрешки – маленькие крошки» , фотовыставок  «Помощники бабушки и дедушки» ,  « Север я тебя люблю », « Мой край задумчивый и нежный», «Это Родина моя», «Где мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Улицы разные – старинные и важные», «Мама и я – счастливые мгновения», «Мой папа – солдат», «Лучше папы нет друга», поздравление «Никто не забыт, ничто не забыто», «Самые близкие и родные» и другие.
  • совместные встречи с ветеранами труда, участие в праздниках:  «День города»,  «День матери»,  «Папин праздник», « День Победы»
  • привлечение родительской общественности к помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, пошиву костюмов для участия в военно - патриотических мероприятиях, изготовление сувениров для ветеранов войны. создание коллажей, подарков, альбомов и т. д
  • рекомендации родителям по знакомству детей с художественной литературой, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, по рассматривание картин, разнообразных репродукций;
  • «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам патриотического воспитания;
  • музыкальная гостиная  «О русских традициях и обычаях»,  «Песни о Родине»,  «Широка страна моя родная»;
  • совместная работа по благоустройству группы и участка (субботники и воскресники:  «Самая лучшая группа»,  «Наша уютная спальня» ,  «Приемная - Раздевалка – лицо группы»,  «Зимние забавы»,  «Строим горку» ,  «Расчистим участок от снега»,  «Скоро лето»);
  • организация семейных клубов, может включать в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д.;
  • семейные походы, экскурсии в различные развивающие центры посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района -  «Любимые уголки нашего города»,  «Где трудятся мои родители»;
  • практикумы, мастер-класс  «Изготовление народных, обрядовых кукол»,  «Георгиевская ленточка»,  «Весенние цветы»;
  • участие в создание мини-музея в ДОУ, группы:  «Игрушки наших прабабушек», «Деревянная игрушка»,  «Хлеб – чудо всей земли»,  «Чудо ложка»,  «Животные нашего края»,  «Растения нашего края»,  «Мой любимый детский сад», «Чудо роспись», музей русского быта. Экспозиции:  «Люби и знай свой край», «Уголок русских (чувашских) традиций»;
  • актуальным является метод  «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты:  «Мой город»,   «Дружат дети всей Земли»,  «Мои друзья»  и другие;
  • папки-передвижки  «Моя семья», фотомонтажи:  «Из жизни группы»,  «Моя бабушка лучше всех»,  «Мама и я, счастливые мгновения»;
  • оформление семейных и групповых альбомов  «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж  «Семья — здоровый образ жизни»;

Индивидуальные формы работы:

  • беседы
  • выполнение индивидуальных поручений 

Наглядно-информационные .

В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения. Пропаганда педагогических знаний ведётся через родительские уголки и папки-передвижки по патриотическому воспитанию, где помещаются консультативный материал, фотовыставки, фото стенды, мини библиотеки; памятки-рекомендации; буклеты; папки-передвижки.

Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства гражданственности, патриотизма. Раскрывая дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей, живущих в городе, можно расширять представление детей о родном крае, лучшее понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему и Родине.

В результате взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников:

  • возрастет активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ,
  • увеличится посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий;
  • установится благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;
  • обогатятся педагогические знания родителей по проблеме патриотического воспитания;
  • изменится позиция родителей, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада.

 

Список литературы:

1. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр. И доп.М.,»Просвещение»,1978.256с.

2. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2010. - 304с.

4. Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.

5. Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.

6. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.

7. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М.: Сфера, 2004.- 86с.

8. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.: Владос, 2005. - 136 с.

9. Содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411706/.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий