«Организация работы с родителями
по патриотическому воспитанию дошкольников»
Патриотическое
воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит
развитие нравственных чувств. Нравственно-патриотическое воспитание
детей является одной из основных
задач дошкольного образовательного учреждения.
Взаимодействие
с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального,
бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению
вертикальных семейных связей. Только совместными усилиями семьи и детского сада
можно достичь определённых результатов.
Какие основные задачи стоят перед дошкольным
учреждением по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию
детей?
- Изучение
семей детей
- Привлечение родителей к
активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию
патриотических чувств
- Изучение
семейного опыта воспитания и обучения детей
- Просвещение родителей в
вопросах нравственно – патриотического воспитания детей
Формы работы с родителями:
- привлечение родителей к
созданию предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- родительские
собрания: «Посеять в детских душах доброту», «Нравственные
отношения в семье и в детском саду» , «Гражданин воспитывается
с детства» и др.;
- консультации «Растим патриотов» , «Гражданин воспитывается
с детства» , «Роль семьи в нравственно-патриотическом
воспитании ребенка », «Нравственно патриотическое
воспитание в семье» , «Как приобщить детей к нравственно
патриотическому воспитанию», «Воспитание
патриотических чувств у дошкольников» , «Педагоги
и родители — творческий тандем» , «Что
такое Родина?» , «Крепка семья — сильна
Россия» , «Знакомство с Конвенцией о
правах детей» ;
- вечера
для родителей: «Вечер народных игр и забав», «Как
играли наши бабушки и дедушки», « Люблю березку русскую» (вечер
стихов);
- праздники
при участии родителей и детей: «Широкая Масленица», «Рождественские
посиделки», «В русской светелке», «Посиделки
у сказочницы», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Сказки
у русской печки», «Устное народное творчество – кладезь
народной мудрости» , «Чаепитие в русских традициях»,
приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества к
истории народа, знакомят с его укладом жизни и народной мудрости, с
русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта
русского народа;
- проведение
Дня открытых дверей на патриотическую тему,
- детские
концерты ко Дню пожилого человека, ко Дню матери, ко Дню отца,
- конкурсы
семейных стенных газет;
- организация
выставок поделок - «Богатыри – защитники русской земли» ,
выставки декоративно-прикладного искусства «Мы матрешки –
маленькие крошки» , фотовыставок «Помощники бабушки
и дедушки» , « Север я тебя люблю »,
« Мой край задумчивый и нежный», «Это Родина моя», «Где
мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше
путешествие», «Любуюсь городом своим», «Вот - моя улица, вот - мой
дом родной», «Улицы разные – старинные и важные», «Мама и я –
счастливые мгновения», «Мой папа – солдат», «Лучше папы нет друга»,
поздравление «Никто не забыт, ничто не забыто», «Самые близкие и
родные» и другие.
- совместные
встречи с ветеранами труда, участие в праздниках: «День
города», «День матери», «Папин
праздник», « День Победы»
- привлечение родительской общественности
к помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, пошиву
костюмов для участия в военно - патриотических мероприятиях, изготовление
сувениров для ветеранов войны. создание коллажей, подарков, альбомов и т.
д
- рекомендации родителям
по знакомству детей с художественной литературой,
соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной
земли, Отечества, по рассматривание картин, разнообразных репродукций;
- «Родительская
почта» - выявление запросов родителей по проблемам
патриотического воспитания;
- музыкальная
гостиная «О русских традициях и обычаях», «Песни
о Родине», «Широка страна моя родная»;
- совместная работа по
благоустройству группы и участка (субботники
и воскресники: «Самая лучшая группа», «Наша
уютная спальня» , «Приемная - Раздевалка – лицо
группы», «Зимние забавы», «Строим
горку» , «Расчистим участок от снега», «Скоро
лето»);
- организация
семейных клубов, может включать в себя работы фольклорного
плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а
также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы,
праздник русской масленицы, березки и т. д.;
- семейные
походы, экскурсии в различные развивающие центры посещение
с родителями отдельных предприятий и учреждений района
- «Любимые уголки нашего города», «Где
трудятся мои родители»;
- практикумы,
мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол», «Георгиевская
ленточка», «Весенние цветы»;
- участие
в создание мини-музея в ДОУ, группы: «Игрушки наших
прабабушек», «Деревянная игрушка», «Хлеб – чудо всей
земли», «Чудо ложка», «Животные нашего
края», «Растения нашего края», «Мой
любимый детский сад», «Чудо роспись», музей русского
быта. Экспозиции: «Люби и знай свой край», «Уголок
русских (чувашских) традиций»;
- актуальным
является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что
каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты,
готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность
взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих
интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным
эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Мой
город», «Дружат дети всей Земли», «Мои
друзья» и другие;
- папки-передвижки «Моя
семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя
бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения»;
- оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни»;
Индивидуальные
формы работы:
- беседы
- выполнение индивидуальных поручений
Наглядно-информационные .
В сотрудничестве с семьей по
формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и
наглядные средства педагогического просвещения. Пропаганда педагогических
знаний ведётся через родительские уголки и папки-передвижки
по патриотическому воспитанию, где помещаются консультативный
материал, фотовыставки, фото стенды, мини библиотеки; памятки-рекомендации; буклеты;
папки-передвижки.
Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства гражданственности, патриотизма. Раскрывая дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей, живущих в городе, можно расширять представление детей о родном крае, лучшее понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему и Родине.
В результате взаимодействия ДОУ и
семьи по патриотическому воспитанию дошкольников:
- возрастет
активность родителей по подготовке и проведению совместных
мероприятий в ДОУ,
- увеличится
посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий;
- установится
благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных
отношений между всеми участниками педагогического процесса;
- обогатятся
педагогические знания родителей по проблеме патриотического
воспитания;
- изменится
позиция родителей, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные
участники жизни детского сада.
Список
литературы:
1. Нравственное воспитание в
детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр. И
доп.М.,»Просвещение»,1978.256с.
2. Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа:
http://www.portal-slovo.ru.
3. От рождения до школы.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2010. - 304с.
4. Педагогические знания -
родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.
5. Патриотическое воспитание
дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27.
Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. -
2005. - № 5.
6. Патриотическое воспитание.
Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.
7. Программа дошкольного
образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
/Под ред. О. Л. Князевой. - М.: Сфера, 2004.- 86с.
8. Программа
нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.:
Владос, 2005. - 136 с.
9. Содержание
нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. [Электронный ресурс] // режим
доступа: http://festival.1september.ru/articles/411706/.
Комментариев нет:
Отправить комментарий